ФКУ "ГБ МСЭ по Брянской области" Минтруда России         Федеральное казенное учреждение

        "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Брянской области"

        Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Система управления

Файл logo_rosmintrud.gif

 Файл minzdrav.png

ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

ФКПОУ НТТИ Минтруда РОссии

Работа в России

ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

 

 

 

 

fbmse_logo.jpg

 

 

История становления медико-социальной экспертизы.

     В процессе своего становления, начиная с врачебно-трудовой экспертизы, МСЭ в России  претерпевала многократные изменения и реорганизации, определяемые политическим и социально-экономическим состоянием нашей страны.

    На разных этапах развития менялась её ведомственная принадлежность  (ЗО, социальное обеспечение, межведомственная).

    Истоки врачебно–трудовой экспертизы прослеживаются с семнадцатого века и до девятнадцатого столетия. В это время она касается экспертизы раненых военнослужащих, пострадавших во время боевых сражений.

    Трактовка понятия «инвалидность» впервые приведена в энциклопедическом словаре в 1912г., как неспособность к труду вследствие потери здоровья, беспомощность, убогость.

    После Октябрьской революции врачебно-трудовая экспертиза начала развиваться как система государственных мероприятий, когда при больницах создавались временные врачебные комиссии (ВВК). С 1918г.- бюро врачебной экспертизы (БВЭ). Спустя 10 лет они были переименованы  во врачебно-экспертные комиссии (ВЭК). Важной вехой на  этапе развития до 1940г. является Положение о социальном обеспечении граждан, утвержденное Советом Народных Комиссаров РСФСР 31.10.1918г., в котором значительное место отводится мероприятиям по возвращению инвалидов к труду, путём восстановления их трудоспособности, профессионального обучения и трудоустройства.

    В 1925 – 1926гг. организуются Всероссийские общества сначала слепых, а затем глухих, взявшие на себя заботу и ответственность по трудоустройству инвалидов с нарушением зрения и слуха.   

    С 1956г. в РСФСР и других республиках СССР в основу определения инвалидности легла концепция, в которой доминировала  оценка трудоспособности и вплоть до 80-90-х годов она была основной теоретической базой при формировании критериев врачебно-экспертной комиссии.

    Ещё в 1858г. Пирогов Н.И. предложил трёхразрядную классификацию инвалидности. В 40-е годы девятнадцатого столетия – трёхгруппная система определения инвалидности подтверждена законодательно.

    Инструкция по определению групп инвалидности, утверждённая в    1956г.,  служила главным нормативным документом врачебно-экспертной комиссии до 1997.

     На длительном этапе в послевоенные годы и в условиях развитого социализма совершенствовалась система ВТЭ – в 1963г., а затем в 1985г. было принято Положение о Врачебно - трудовой экспертной комиссии (ВТЭК) и ряд других нормативных документов, в соответствии с которыми основными функциями ВТЭК становятся экспертиза трудоспособности, профессиональная ориентация инвалидов, формирование трудовых рекомендаций, рекомендаций по профессиональному обучению и переобучению, оценка соответствия  трудоустройства рекомендациям.

    В 70-80-е годы научно-технический прогресс и гуманизация общества предопределили развитие новых концепций инвалидности, которые учитывают тесную связь инвалида с социальными факторами, роль общества в его реабилитации

В последние 30 лет во всём мире активно занимаются решением проблем инвалидности. На международном уровне эта проблема ведётся Комиссией по правам человека и Комиссией социального развития ООН. В 1971г. принята «Декларация о правах инвалидов», которая провозглашает признание любого лица инвалидом, если он не может самостоятельно обеспечить потребности нормальной личной или социальной жизни в связи с недостатком физических или умственных способностей, признание за инвалидами всех прав, которые имеют здоровые граждане и создание для них равных возможностей.

С 1991г. по настоящее время в России считается этапом совершенствования системы медико-социальной экспертизы, профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов.

Принятые в 1993г. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» рядом стран, и Россией в том числе, легли в основу  официальной политики в отношении инвалидов в нашей стране.

В 1995г. был принят ФЗ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», который объявил впервые целью государственной политики не социальное обеспечение инвалидов, а предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации общечеловеческих прав и свобод. Ввёл новую трактовку понятия «инвалид», изменил подходы к определению инвалидности (оценку ограничений не только к труду, но и к другим сторонам жизнедеятельности)  и, как следствие – обусловил трансформацию службы врачебно–трудовой экспертизы (ВТЭ) в медико-социальную экспертизу (МСЭ).

На учреждения МСЭ теперь возлагаются задачи не только по установлению группы инвалидности, причин и сроков её наступления, но и определение потребностей инвалидов в мерах реабилитации и разработка индивидуальной программы реабилитации (ИПР).

С января 2005г. учреждения МСЭ реорганизованы в ФГУ «ГБ МСЭ» по субъектам РФ, подведомственные Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, с июля 2008г.- Федеральное медико-биологическое агентство России, а с сентября 2012г. переименованы в ФКУ "ГБ МСЭ" по субъектам РФ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Наши специалисты, пользуясь накопленным опытом и комплексными знаниями, успешно справляются с возложенными функциями и задачами,  чем вносят существенный вклад по реализации государственной социальной  политики в сфере социальной защиты населения. 

 

 

Яндекс.Погода